Кратко
Где: Дом Москвы
Телефон для справок:
+ 375 17 237-70-84
Другие

Тот, что умеет видеть

У нас в гостях - Михаил Маруга, фотохудожник с мировым именем. Недавно в Доме Москвы с успехом прошла его выставка. Смотришь на работы Михаила - и хочется понять, раскрыть для себя некую тайну то ли таланта, то ли личного обаяния, то ли удачи и везения. Всех тех составляющих, которые отличают обычного человека от Мастера своего дела.

.....................................

Светлана Пантелеева

- Американские герои в типично американских фильмах часто любят задавать друг другу вопрос: «Как ты это сделал?» Действительно, очень хочется узнать, как Вы это сделали, Михаил? Что нужно сделать, чтобы стать Мастером?

- Все, что я сейчас собой представляю, было заложено еще в далекой юности, в золотое и теплое время. Я вырос в центре Минска, на улице Энгельса, возле ТЮЗа. Рядом был Дворец пионеров, станция юных техников. Я ходил во все кружки, которые только могут быть: моделирование, бокс, фехтование, плавание, изобразительное искусство. Причем занимался везде серьезно. А потом только в шестом классе пошел в фотографию. Очень важно, что я сразу попал в хорошие руки. Вначале это был Иван Францевич Брейво, известный в Беларуси фотограф-фронтовик, потом - Ефим Давидович Брыль, мастер с именем,  который работал для прессы, участвовал во всех фотовыставках Минска. Он теперь уже лет двадцать живет в Израиле.

Повторюсь: очень важный момент жизни - в какие руки ты попадешь. Изначально, еще в фотокружке, нам привили правильное отношение к профессии. В первую очередь, это уважение к модели, с которой ты работаешь. Из этого фотокружка вышли такие знаменитые мастера как Николай и Иван Пинигины, Валерий Матюшевский, корреспондент Виктор Драчев - человек, который "родился" с фотоаппаратом... Очень мощная у нас была группа. И отношение наших учителей не было формальным, типа "ходят детки в кружок - и ладно, значит, получим зарплату". Здесь было все очень серьезно с самого начала. Мы писали большие конспекты, рисовали схемы объектива и первых фотоаппаратов, к нам приглашали людей из ТАСС - маститых советских фотокорреспондентов. Были тематические выставки, тематические лекции  мастеров из Москвы. Все это делали для нас наши руководители.

Иногда я задумываюсь, хочу ли я так отдаваться своим ученикам. Предложений много, в день - два-три звонка. Например, девочке купили хороший фотоаппарат, и родители готовы платить деньги за частные уроки. Или люди, уже состоявшиеся в бизнесе, хотят потратить деньги на модное хобби. Раньше людей привлекало творчество, был серьезный подход: изучить историю фотографии, устройство фотоаппарата. Во многих советских семьях были фотоувеличители, это была целая культура! Сегодня ситуация как-то изменилась. Теперь главное - снять пенку, а главный критерий - заработать деньги. В этом, конечно, нет ничего плохого. Но в каждого ученика ты вкладываешь частицу себя. На сегодняшний день мое самое удачное и радостное вложение в этом смысле - сын Алексей. Он все быстро постигает и идет гораздо увереннее, чем я в свое время.

- Давайте сейчас расставим все точки над «i» для начинающих фотографов. Может быть, своим мудрым советом Вы сразу направите их на путь истинный. Такой своеобразный экспресс-курс молодого бойца от Михаила Маруга.

- Всем начинающим я бы в первую очередь дал такой совет:найдите своего мастера-фотографа, который был бы вам близок по духу. И если вы все-таки решили всерьез, а не поверхностно, заняться фотографией, нужно сразу понять, что мастерство и успех не приходят моментально - это должно стать делом всей жизни. И когда вы найдете своего мастера, постарайтесь понравиться ему, заинтересовать собой, чтобы получилась сцепка, отношения, которые могут стать дружбой. Это при условии, что вам в этом человеке и его творчестве все подходит - здесь себя обманывать нельзя! А потом уже можно смотреть, как этот мастер работает, какой аппаратурой, какая камера, какая оптика и т.д.

Второе. Все время нужно профессионально расти! Вот я, например, ни одного дня не работал по своей специальности - инженер-механик (смеется). Закончил технологический институт, факультет «Машины и механизмы лесной промышленности». И 17 лет проработал в этом же институте, только это всегда была фотография!

Я всю жизнь учусь! Это и учеба в Германии, и Московская Академия фотографии, и еще каждый апрель в Москве - международный фотофорум. Туда съезжаются лучшие мастера мира. Там и себя можно показать, и поучиться на мастер-классах, что я делаю всегда с удовольствием. Профессионалы мирового уровня охотно делятся своими секретами в отличие от московских коллег. Я тоже охотно все рассказываю. Если в аудитории до одного человека из ста дойдет, как использовать какой-то прием - это здорово, значит, это мой слушатель. А остальные слышали, видели и - забыли. Иногда ходят по выставке и спрашивают: «А какая у вас на этом снимке была выдержка и диафрагма?». А я что - помню и записываю? Не это ведь важно! Для хорошего фотографа важна ежедневная практика: это и профессиональный рост, и общение с людьми - коллегами, музыкантами, артистами. Словом, нужно постоянно быть в теме. И тогда все получится!

И еще нужно помнить о том, что фотография - занятие дорогое. Даже древняя советская пословица гласит: хочешь разорить друга - подари ему фотоаппарат!

Стоп-кадр. Однажды была заказная работа, где меня попросили сфотографировать глаз для большого плаката. Я эту работу выполнил, отдал заказчику слайды. Через две недели слайды мне вернули, мол, спасибо, но мы вас не выбрали. Получилось, что сработал в минус. Проходит год. Я приезжаю в типографию и вижу - висит огромный плакат с красивым глазом. Подхожу, в этот глазик заглядываю - а там же я с камерой! Получается, что я живу в каждой своей работе! И заказчик деньги все-таки заплатил, не захотел судиться. Это к вопросу об авторском праве.

- Вы все время работаете с людьми. Из каждой модели нужно сделать образ. А как же пресловутый человеческий фактор?

- Стараюсь найти подход. Беседую, шучу. И человек по ту сторону камеры постепенно раскрывается. Я очень уважаю своих моделей. Бывает и так, что смотришь в объектив, и ничего тебя не цепляет. То есть вообще ничего. Такие получаются и фотографии: девушка симпатичная, и экспозиция правильная, и напечатано хорошо... а ничего в этой фотографии не затрагивает эмоционально. В такие минуты становится очень жалко своего времени. Поэтому иногда, после получасового знакомства с заказчицей портфолио, я беру на себя смелость и отказываюсь от работы. Чувствую, что не получится - нет эмоционального посыла. А зачем над собой издеваться?

- Самая ценная награда в вашей карьере?

- Думаю, что мои главные награды впереди! Сегодня для меня очень важна грамота Патриаршего Экзарха, подписанная и врученная Филаретом: «Благославение за труды во славу Святой Православной Церкви». Я постоянно сотрудничаю с Минской епархией, делаю большие фоторепродукции икон. Например, восстанавливают старый храм. Одно дело, когда храм уже открыт для прихожан, а в нем еще пустые стены. И другое дело - на какое-то время заполнить эти стены качественной репродукцией. Она ни в коем случае не заменяет оригинал - икону, которая впоследствии займет свое достойное место. Но временно, чтобы стена не была пустой, ее заполняют красивой и качественной репродукцией. Думаю, это правильно. Занимаюсь этим благим делом, чувствуя духовную потребность. Так я помогаю церкви, пусть не материально, а профессионально.

Я вообще считаю себя везучим человеком. Во-первых, потому что живу. Во-вторых, потому что имею счастье общаться с интересными красивыми людьми. Вот пришел в Дом Москвы, и такое чувство, что пришел домой. Эту атмосферу делают люди, которые здесь работают. А еще я везучий, потому что есть любимая жена Клара, сыновья. И работа для меня - это способ наслаждаться жизнью. Все вместе - и есть моя формула успеха. Только не нужно торопиться. Я убежден, что все придет в свое время!

 

Посмотреть все фото